г. Екатеринбург, ул. Комсомольская 5

Часы работы:
пн.-пт.: с 9 до 21.00
сб.-вс.: с 10 до 18.00
т.+7(343)2885362

Почта:
sales@hogerled.ru
Заказать звонок
Меню

Кaтaлог Кaтaлог Услуги Услуги Оплaтa и достaвкa Оплaтa и достaвкa Компaния Компaния Контaкты Контaкты
Закрыть окно

Освещение в музее

Содержание


Культурное развитие человека предполагает посещение разнообразных мероприятий: театральные выступления, музеи и выставки, цирковые выступления и т.д. Если цирки и театры работают в определенный период, то музеи открыты круглый год. Именно музей наиболее интересен в плане освещения, ведь здесь нужно создать правильную композицию и ее подсветку для того, чтобы посетители приходили снова и снова.

Освещение в музей


Освещение музеев предполагает учет многих нюансов, без которых невозможно добиться качественной подсветки разнообразных выставок и предметов искусств. Данная статья расскажет вам о том, на что нужно обращать внимание в освещении музейных помещений, а также какие нормы и ГОСТы здесь следует соблюдать.

Особенности музейных помещений

Музеи, какой бы направленности и специфики они ни были, всегда имеют единственную цель — обучение. В таких помещениях происходят разнообразные выставки, целью которые приобщение людей к культурным ценностям, а также демонстрация достижения в различных сферах человеческой деятельности: начиная с мира искусства и заканчивая археологией.
Поэтому здесь наиболее важна система освещения, так как благодаря ей можно достичь желаемого результата — акцентирования внимания людей на элементах выставки.

В музеях свет должен выполнять следующую функцию:

  • Полноценно освещать демонстрационные предметы.
  • Создавать акцентирующее освещение в зависимости от цели экспозиции.
  • Давать полноценное освещение помещений, чтобы люди по нему могли свободно передвигаться, не наталкиваясь друг на друга и не сбивая элементы выставки.
  • Обеспечивать собранность выставляемых объектов.
  • Выгодно выделять предметы искусства или иные изделия выставки на фоне музейного помещения.

Создать качественную подсветку в музеи довольно проблематично по следующим причинам:

  • Комнаты в музеи должны быть просторными, чтобы вмешать экскурсионную группу хотя бы среднего размера.
  • В одном помещении экспозиция может быть размещена различными способами: вдоль стен, по центру на специальных витринах и пьедестала или в комбинированном варианте обоих вариантов.

Обратите внимание! Чтобы демонстрация прошла качественно, в помещении музея система света должна быть выстроена по универсальному пути, чтобы давать качественное освещение вне зависимости от размещения экспозиции.

  • Особенности освещения. Каждое помещение в плане организации в нем подсветки должно опираться на определенные нормы и требования, которые приведены в регламентирующей документации (СНиП и СанПин).
  • Не всегда наличие возможности качественно создать естественное освещения в музейных помещениях из-за специфики расположения здания.

Как видим, здесь очень легко нарушить по незнанию нормы и требования организации подсветки, что в итоге приведет к уменьшению поток посетителей и их жалобам на некачественное освещение экспозиций.
Кроме этого, при создании освещения необходимо опираться не только на требования и нормы, приведенные в СНиП, о которых мы поговорим несколько ниже, но и на предназначение самих выставок.

Освещение в музей

Художественная подсветка музейных помещений

Превалирующее большинство музеев по всему миру, а также выставок и галерей приурочены изобразительному искусству. Поэтому для них самое большое значение имеет создание художественной подсветки.

Обратите внимание! Главной целью здесь является организация правильного светового образа для оказания мощного эмоционально-психологического влияния на посетителей.

В такой ситуации музейное освещение вынужденно искать компромисс между двумя диаметрально противоположными полюсами:

  • Обеспечением сохранности выставочных объектов (например, картин, которые под действием постоянного освещения могут терять свои краски и разрушаться).
  • Эффектной демонстрацией шедевров.

Неправильное музейное освещение (сильное яркое, содержащее инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) оказывает губительное воздействие на экспонаты, обладающие слабой светостойкостью. В результате они очень быстро теряют свой привлекательный внешний вид, а также ценность, что является абсолютно неприемлемым явлением для выставок и музеев.

Чтобы избежать такого негативного развития событий, существуют определенные требования для организации правильного художественного освещения. Такие требования включают в себя правильный подбор светового потока по следующим параметрам:

  • Цветопередача. Правильно подобранная цветопередача источника света наилучшим образом сможет передать колористическое решение выставленных полотен или иных видов произведений искусства, а также смягчить временные нарушения, которые неминуемы для такого рода изделий.
  • Мощность светового потока. Данный показатель может приводить к быстрому выгоранию полотен, а также их обесцвечиванию.
  • Расстояние экспозиции от источника света. Постоянный и направленный световой поток способен нагревать освещаемую поверхность, что может привести опять же к порче красок и полотна.

Беря во внимание тот факт, что предметы художественного искусства приобретают свою ценность с течением времени, которое их же и разрушает, то создание музейного освещения такого рода требует высочайшего профессионализма, а также глубокого понимания в искусствознании и светотехнике. Только в такой ситуации будут соблюдены не только требования и нормы, приведенные с СНиПе, но и индивидуальные особенности каждого демонстрируемого на выставке предмета искусства.

В данной ситуации мастерство светотехника и современное оборудование – главный залог успеха художественных музеев и выставок.

Экспозиционное музейное освещение

Кроме художественного освещения, в музеях часто используют экспозиционную подсветку для акцентирования внимания посетителей на определенных участках помещений.

Экспозиционное музейное освещение


  Перед таким освещением выставочных залов и музеев ставятся следующие требования:

  • Качественная демонстрация объекта, чтобы посетители смогли полностью рассмотреть все его элементы и нюансы: цвет, материал, фактуру.
  • Учет физиологических особенностей зрительного анализатора человека.

Обратите внимание! Чтобы не переутомлять человеческое зрение, экспозиционная подсветка не должна создавать слепящего эффекта, бликов и резких контрастов.

  • Опять-таки сохранность демонстрационных объектов. Под действием света бумага становится желтой, органические элементы распадаются, а химический состав красок подвергается необратимым изменениям.

Стоит помнить, что из-за таких требований, предъявляемых музейному освещению, стандартные методы в данной ситуации не будут приносить желаемый результат, а скорее наоборот, ускорят порчу выставляемых экспонатов. Здесь нужно учитывать не только нормы уровня освещенности, а также ГОСТы применяемого осветительного оборудования, но массу других дополнительных факторов. К примеру, при выставке картин при создании оптимального светового потока важно учитывать фактуру и цвет стен, а также архитектурные особенности самого выставочного помещения и расположение оконных проемов.

Обратите внимание! Идеальными условиями для экспонирования разнообразных произведений искусства является помещение, которое полностью закрыто от естественного освещения.

Установленные нормы для музейного освещения

Вся система света, установленная в музее, направлена на сохранение выставляемых экспонатов, а также на их наиболее эффективную демонстрацию посетителям. Все это гарантируют нормы освещенности, которые указаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Обратите внимание! В данной ситуации, в отличие от производственных, общественных и жилых помещений, где нормы представлены как минимальное значения, для музеев они приведены в своем максимуме. Это означает, что указанные в СНиП нормы нельзя превышать.

При этом каждый тип экспоната имеет свой уровень освещенности:

  • Газетная бумага, ткани, акварели имеют максимальный уровень освещенности в 50 лк.
  • Масляная живопись — 150 лк.
  • Драгоценные камни и металлы— 500 лк.

Помимо этого, имеющиеся требования предписывают сведение к минимуму в световом потоке инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Ультрафиолетовое излучение способно оказывать прямое негативное влияние через разрушение молекулярных связей, а инфракрасное – косвенное, провоцируя старение материалов вследствие увеличения скорости протекания химических реакций при повышенной температуре.

Обратите внимание! Причем наибольшую опасность несет именно ультрафиолетовое излучение, поскольку оно имеет свойство накапливаться (кумулятивным эффектом).

Отечественные нормы и требования, а также ГОСТы разрабатывались тогда, когда еще не было в полной мере изучено пагубное влияние света на некоторые объекты искусства. Поэтому сегодня в мире наблюдается четкая тенденция к пересмотру норм для музейного освещения.
По новым требованиям, музейным экспонатам, после непрерывной экспозиции в течение 2-3 лет нужно дать «отдых». Это позволит продлить срок их сохранности лучше, а также в некоторой степени нивелирует негативное влияние от постоянного освещения в течение нескольких лет. Также было установлено, что наибольшее влияние на художественные объекты оказывает не столько уровень освещенности, сколько количество получаемого ими облучения. Поэтому сегодня для каждого отдельного объекта необходимо устанавливать его норму облученности. Как видим, в плане организации освещения музейного типа существуют достаточно много нюансов, норм и требования, учет которых обязателен, если вы хотите добиться сохранности выставляемых объектов.

Освещение в музей

Нормы экспонирования и хранения художественных экспонатов

Сегодня признано, что наилучшими условиями для демонстрации произведений изобразительного искусства является помещение, лишенное возможности естественного освещения. Это связно с тем, что солнечный свет несет в себе определенную долю ультрафиолетового излучения, которое пагубно влияет на состояние художественных полотен.

Но в то же время в роли хранилищ таких изделий часто выступают исторически сложившиеся здания:

  • особняки;
  • дворцовые сооружения;
  • а иногда — вокзалы.

В ситуации, когда в помещениях все же имеются окна и рекомендуется плотно закрывать или зашторивать. При этом на стекла следует наклеить специальные пленки, способные на поглощение ультрафиолетового света. Но они не могут гарантировать стопроцентного эффекта защиты. Поэтому для музейных помещений и хранилищ предъявляются следующие требования:

  • Жесткое соответствие новым нормам, которые в большинстве своем опираются на старые исследования.
  • Создание светового потока с качественной цветопередачей.
  • Высокая адаптируемость помещений к различным уровням естественного освещения.
  • Устранение вредного воздействия, создаваемого осветительными приборами вредного воздействия.
  • Удобство и правильность размещения выставляемых экспозиций.

Только руководствуясь этими требованиями, можно создать оптимальное и качественное по своим техническим характеристикам музейное освещение.
При этом все осветительное оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ.

Заключение

К особенностям музейных помещений, а также, выставляемых в них экспозиционных объектов, предъявляются жесткие требования, нормы и ГОСТы. Руководствуясь ими можно создать оптимальную подсветку для любого объекта (художественного, биологического и т.д.), который из-за длительного освещения не понесет заметных разрушений. Эти нормы и требования должны неукоснительно соблюдаться всеми типами музеев.

Назад к списку